ИМЕНИЕ БРЯНЧАНИНОВЫХ «СТАРЫЕ ЛИПЫ»
В ЛОКНЯНСКОМ РАЙОНЕ.
Свое красивое название имение получило
только в начале ХХ века, а до этого оно именовалось просто: Гора, или по
названию одной из соседствующих с ним деревни Ново-Троицкое. Поместье
первоначально принадлежало Алексеевым, получившим земли в Великолукском уезде
еще при Государе Алексее Михайловиче. В середине Х1Х века имение по завещанию
Марии Ивановны Алексеевой отошло ее дальнему родственнику Николаю Семеновичу
Брянчанинову, представителю одного из древнейших дворянских родов.
Н.С. Брянчанинов играл видную роль в жизни Псковской губернии: он не единожды
избирался предводителем уездного дворянства, вице-губернатором, активно
участвовал в благотворительности, о чем свидетельствовала Памятная книга
Псковской губернии.
Н.С. Брянчанинов являлся действительным тайным советником, сенатором,
шталмействером двора Его Императорского Величества. Выйдя в 1885 году в
отставку, он занялся устроительством своего имения.
Дворец был возведен параллельно дороге, ведущей из Михайлова Погоста в Локню.
В 1909 году сын Николая Семеновича Брянчанинова, Александр Николаевич,
пристраивает к основному дому две железобетонные башни. Они высятся над
поверхностью земли примерно на 35 метров. Само здание дополняет колоннадой.
Поговаривали, что Александр состоял в обществе русских масонов, а «в сложной
символике масонов парная колонна занимала едва ли не центральное место. Две
колонны – Воаз и Яхин – стояли перед входом в храм Соломона, который считался
прообразом всякой архитектуры, и символизировали активное и пассивное, мужское и
женское начала». Вот так то, всё не просто...
Так же он благоустраивает дворец: проводит водопровод и канализацию. В то время
в России господствовал стиль историзма и в Брянчаниновском дворце имелось
большое количество комнат, оформленных в духе того времени. Здесь были и русский
и греческий стили, египетский и византийский; так же имелись зеркальная и
стеклярусная комнаты, обширнейшая библиотека и выставочный зал, картинная
галерея и домовая церковь.
Дворец стоял среди красивейшего парка, занимающего 35 га земли. Усадьбу
опоясывали три пруда, создавая иллюзию островного ее расположения. Пруды
соединялись каналами и ручейками, через которые были перекинуты мостки с
ажурными коваными решетками. На северном пруду находился купальный павильон и
лодочная станция. Невдалеке от дворца располагалась большая стеклянная
оранжерея, в которой выращивались удивительные и редкостные цветы, привезенные
из Европы. Имелся обширнейший плодово-ягодный сад. В годы 1-ой Мировой войны
А.Н. Брянчанинов большую часть времени проводил в столице, занимаясь изданием
журнала «Новое звено», на страницах которого печатались статьи В.И. Бехтерева,
А.А. Шахматова, Н.П. Семенова- Тянь-Шанского и др.
Сразу после октябрьских событий 1917 года Брянчанинов А.Н. с женой и дочерью
уезжает за границу.
Тем временем в Старых Липах дворец постепенно приходит в запустение, о чем
свидетельствует опись 1922 года /дек./. В усадьбе не осталось уже никакой
мебели, свезена в Москву библиотека и наиболее ценные полотна картин. Кругом
царит запустение: с потолка падает лепнина, осыпаются росписи, но есть еще
надежда, что в столице примут решение о сохранении усадьбы, как Культурного
центра… Но все тщетно, вновь прибывшая комиссия в 1924 году решает, что памятник
сей сохранять нецелесообразно, потому рекомендуется использовать сохранившуюся
часть дома, как жилое помещение, разобрать домовую церковь и галереи на кирпич.



